Вальдорфская педагогика — антипод раннего развития

Вальдорфская педагогика — это методика принципиально противоположная другим развивающим программам, потому что не приемлет раннего интеллектуального развития. Основная идея данной методики в том, что ребенок должен постичь гармонию с внешним миром опытным путем, т.е посредством взаимодействия. И перед началом интеллектуального развития ему нужно в первую очередь окрепнуть духовно.

Основоположник методики — Рудольф Штайнер (Германия). В 1919 году он открыл школу для детей рабочих фирмы «Вальдорф Астория» (отсюда и название системы). Штайнер и его сторонники внесли весьма радикальные изменения в общепринятые стандарты обучения. В частности, они задумали основать школу, обучение в которой дало бы ребенку всестороннее развитие естественным путем, т.е. без навязывания общеизвестных истин. Поэтому освоение чтения и письма предполагалось даже позже среднепринятых норм.

Изначально в школе обучались только дети рабочих. Позднее двери стали открыты и для детей из других слоев населения. При этом делался упор на развитие ребенка как индивидуума, независимо от его происхождения, возраста, уровня интеллекта.

В каждом ребенке скрыт огромный потенциал. Задача педагогов и родителей — помочь его раскрыть, но без какого-либо принуждения. (Эта идея перекликается с одним из принципов системы Никитиных)

Занятия в группах. Группы, обучающиеся по вальдорфской системе состоят из детей разного возраста. Младшие, как правило, подражают старшим в том смысле, что перенимают навыки обихода, а также что-то из творческих занятий, таких, как лепка, рисование. А кроме этого, через общение со старшими, малыши устанавливают связь с внешним миром, впитывают энергию взаимодействия.

Вообще атмосфера в группах доброжелательная. Школы и детсады, приемлющие данную методику, придерживаются того, чтобы один воспитатель вел группу до выпуска и стал бы для детей родным человеком по духу.

С одной стороны, ребенку весьма комфортно находиться в таких условиях: его не принуждают к каким-либо действиям, он сам волен выбирать, чем ему заниматься. Но, несмотря на кажущуюся простоту, есть моменты, которые напрочь отсутствуют в обычных образовательных учреждениях. Поэтому ребенку, занимающемуся по данной системе, совсем не просто будет перейти в общеобразовательную группу или класс.

Особенности развития ребенка по вальдорфской системе. Педагоги весьма однозначно настроены относительно занятий по математике и письму в детсаду, одним словом, — против. Нет занятий и по каким-либо другим наукам. Даже в начальной школе уроки проходят только в устной форме и нет домашних заданий.

Характерно, что в группах такого детского сада не встретить фабричных игрушек: считается, что они примитивны и не располагают к творческому мышлению и процессу. Поэтому все игрушки самодельные, сделаны из натуральных материалов.

Много времени уделяется занятиям по музыке, рисованию — это благодатная почва для самовыражения и выплескивания эмоций. Причем для занятий по рисованию детям предлагается всего 3 основные краски, остальные цвета они синтезируют из имеющихся. А для музыкальных занятий даже есть специальный термин «эвритмия» (только в вальдорфских школах) синоним — «видимая речь». Это выражение языка через движения тела. Для каждого звука определены конкретные движения.

Приветствуется также лепка, шитье, вязяние, словом, любое рукоделие. Причем в каждой из этих областей ребенок должен проявить себя без какого-либо давления извне.

В идеальном детском саду, где практикуют вальдорфскую педагогику, имеется еще и приусадебный участок, на котором дети выращивают овощи. В таком хозяйстве может быть еще и пара домашних животных.

В общем и целом, идея методики напоминает некий аскетизм, т.е отказ от благ цивилизации. С другой стороны, тяга к природе не должна быть утрачена, хотя в утрированном виде — тоже крайность. Рациональное зерно, конечно, есть, и его родители могут самостоятельно вводить в свои занятия с детьми. Кто же будет спорить, что, например, работа с натуральными материалами действительно пробуждает творческое воображение. А просмотр телевизионных программ вреден (но в разумных пределах можно. Все равно телевизоры теперь есть в каждом доме и полная изоляция от них вряд ли возможна для обычных людей.)