Детские развивающие игры — взрослым нравятся

Раннее развитие, т.е. развитие буквально с пеленок — это едва ли не идея fix для многих сегодняшних родителей. В 80-е годы прошлого столетия (в общем-то не так уж и давно) такого повального увлечения развитием нового поколения и в помине не было, в лучшем случае дети посещали кружки.

Оно и понятно, потому что такого количества коммерческих развивающих центров (как сегодня) тоже не было. Дети посещали государственные детские сады, где им преподносили знания по давным-давно отработанным методикам. Конечно, за редким исключением: когда находились некие «самовыдвиженцы», которые по собственной инициативе внедряли новые методики.

На сегодняшний момент все гораздо иначе. Стало модным развивать собственное чадо с самых пеленок. Молодые мамы чуть ли не в роддоме начинают делать попытки к тому, чтобы ребенок развивался, и по возможности «выше среднего», а желательно чтобы стал гением.

Такое стремление, безусловно, дает свои плоды, но всегда ли подходят ребенку те методы развития, которые родители видят единственно верным вариантом. Чаще всего возникает такая ситуация: 2-3-годовалый малыш посещает групы интенсивного развития, потому что мама и папа настроены так: должен научиться читать и писать как можно раньше. Если при этом еще начнет иностранный язык осваивать — вообще отлично. Все эти пункты дают родителям почувствовать, что их ребенок — уже гений. Дальше — больше: научился читать, будет черпать знания из книг. И вот тут маленькая неувязочка: ребенок познает окружающий мир прежде всего посредством визуального и слухового восприятия. Т.е. знаковые системы ему дают меньше, чем образное мышление. Вряд ли книга даст жизненный опыт.

Очень важен эмоциональный фон. Через эмоции ребенок получает понятие о таких категорях, как день и ночь, страшно и смешно, холодно и жарко. Только прожив ситуации, связанные с этими категорями, у малыша сформируется свое представление о жизни как таковой.

По сути, более полезным для ребенка будет контакт с внешним миром в виде общения с окружающими людьми и знакомства с разными объектами — в частности с природой, с предметами быта (об этом упоминается во многих методиках развития). Но, к сожалению, не у каждого родителя хватит терпения, например, не просто гулять, дышать свежим воздухом, а еще и совместно с ребенком вести познавательные наблюдения.

Еще древние ученые говорили о том, что человек — это часть Целого, поэтому обладает всеми знаниями, которые принадлежат этому Целому. И приходя в этот мир, ребенок изначально обладает этими знаниями, потому что не отделяет себя от окружающего пространства. В это время он действует не по логике, а исходя из своих внутренних ощущений: хочется кушать — плачет, если ему хорошо — улыбается.

Однако со временем эта связь утрачивается и ребенок больше начинает ориентироваться на внешние факторы. И при этом не слышит своих истинных внутренних потребностей. Может, раньше ему больше хотелось контакта с музыкой, но родители настояли на математических знаниях.

У маленьких детей эта тяга, связь с Целым еще есть. Но временами взрослые пытаются ее заглушить. Например, воспитатель хочет, чтобы ребенок был внимательным к предмету занятия, а ребенок и так внимателен, только к тому, что его больше привлекает. Ему гораздо интереснее посмотреть за окно, там столько событий происходит: птички летают и ветер дует. Но постепенно это внимание, исходящее из внутренних потребностей утрачивается. Важным становится то, что «нужно», т.е. изучение символов, разного рода информационных носителей.

Поэтому некоторые ученые остаются приверженцами ненавязчивых методов развития. Ну а выбор остается за родителями: инициатива по развитию способностей ребенка исходит в первую очередь от них.